Мы со школьной скамьи привыкли к тому, что в русском языке слова склоняются по шести падежам. Но, оказывается, в русском языке падежей гораздо больше! И знание новых падежей поможет лучше чувствовать всю глубину русского языка.
Так вот, не станем заострять внимание на всем известным шести падежах, а перейдем сразу к интересной находке – оставшимся семи. А именно: к количественно-определительному, лишительному, ждательному, местному, звательному, превратительному и счетному.
Падеж количественно-определительный представляет собой разновидность родительного падежа, отвечает на такие же вопросы, и даже функции у них схожи. Иногда слова или выражения в родительном падеже можно использовать вместо формы в количественно-определительном падеже, но это будет звучать неблагозвучно. Например, как произнести самую простую фразу: «налить чая» или «налить чаю»? Кстати, во втором варианте «чаю» (кому, чему) слово употреблено в дательном падеже. Также выглядит и распространенное выражение «задать перца» или «задать перцу». А еще часто можно услышать «прибавь ходу», «налей соку».
Сложным явлением в русском языке является ждательный падеж. Ждать, остерегаться, бояться, или стесняться – вроде бы отвечают на вопрос (кого?, чего?), а значит, привязаны к родительному падежу, но бывают ситуации, когда родительный падеж выступает в форме винительного падежа. Например, фразы «ждем письма» или «ждем маму» звучат прекрасно, и не режут слух. А вот если говорим «ждем письмо» или «ожидаем мамы» - уже звучит как-то коряво. Естественно, если принимать за допустимые выражения во втором варианте, то можно считать, что ждательного падежа не существует, и можно спокойно эксплуатировать винительный и родительный падежи. А в случае, если не признавать второй вариант адекватным, то сам собой образуется ждательный падеж, который иногда перекликается с формами винительного и родительного падежей. И так получается, что в случае с письмом мы ожидаем именно «письмо» - доставку определенного известия, которое не является самостоятельной единицей, то есть, его нам доставят. А в случае с «мамой» мы ждем нечто существительное, отвечающее за свои действия: мы не ожидает доставки мамы домой, но мы ожидаем маму, которая придет сама и осуществит какое-то действия. Ждем (кого?, что?) маму – винительный падеж. Возможно, вся разница в одушевленности и неодушевленности данных существительных: можно ждать письмо или письма (второй вариант тогда вообще переходит в родительный падеж). А вот ждать маму можно только в винительном падеже. Если употребить форму «мамы», то это получится родительный падеж – нет (кого?) мамы. Итак, как ни крути, ждательный падеж принимает форму и некоторые функции винительного и родительного падежей.
Звательный падеж применяется при обращении к чему-то, что выражено именем существительным. Звательный падеж можно условно подразделить на две группы. В одной из них используется краткая форма обращения (мам, Вась, Люсь и т .д.). Ко второй группе относятся обращения с устаревшими (же но), а также религиозные обращения (Господи, княже). Честно говоря, некоторые укороченные формы обращения даже именами существительными как-то считать не хочется, потому что по сути, они являются простыми возгласами, призванными привлечь внимание. Все равно, что «Эй!»
Примеры превратительного или включительного падежа можно встретить во фразах «баллотировался в депутаты», «пошел в подмастерье». В школе нам преподавали, что именительный падеж является основной формой, а все остальные падежи – косвенные. Но не в этом все понятие косвенности. Если слово не является подлежащим, тогда его можно поставить в один из косвенных падежей. Рассмотрим фразу «он баллотируется в депутаты» - слово употреблено во множественном числе, и перед ним стоит предлог – баллотируется в (кого?, что?) в депутатов (винительный падеж). Но так не выражаются! И в данном случае про «депутаты» нельзя сказать, что слово применено в именительном падеже, поскольку в именительном падеже нет предлогов. Вот так и получается, что мы имеем выражение в превратительном падеже, который соответствует вопросам винительного падежа и может иметь форму множественного числа в именительном падеже.
Возникновение счетного падежа обусловлено употреблением в речи числительных вместе с существительными: «во время второго урока», «четверть (кого?, чего?) часа». То есть применяется сложный падеж, вместо простого родительного падежа. Отдельной группой в счетном падеже выступают существительные, образовавшиеся от прилагательных, при применение в счетном падеже к ним ставят такие же вопросы, как и к производящим их прилагательным, только во множественном числе. Однако и применение множественного числа не всегда оправдано.
Вот так получается, что если немного пристальнее понаблюдать, можно среди общепринятых шести падежей отыскать еще смешанные или промежуточные формы, которые являются гармоничным дополнением знаний о формах русского языка.