Искусствоведением называют науку, изучающую искусство, как целиком, так и его отдельных направлений. Литературоведение, а именно художественная словесность, являются видом искусств, а значит, частью искусствоведения.
Для более широкого понимания данного вопроса нужно знать, что современный русский язык применяет само «искусство» в различных четырех направлениях. Обще «искус» - опыт или испытание, что свидетельствует о том, что в широком понимании понятие «искусство» является выдающимся умением что-то делать, достигать при этом превосходных показателей. Проще говоря, это любое мастерство. Мастером в своем деле может быть представитель любого направления деятельности: сталевар и шахтер, учитель и фармацевт, врач, учитель, руководитель предприятий, художник, поэт, писатель, лыжник и т. д. Каждый из них способен мастерски справляться со своими обязанностями.
Другое, более узкое значение искусства, это мастерство, но не в широком смысле, а в узкой направленности, в создании определенных профессиональных ценностей, произведений, сооружений, которые наделены определенной степенью изящества, неповторимости при их оформлении. И прежде всего под это определение подходят произведения прикладного искусства: изящество форм посуды, авторских моделей одежды, мебели или ювелирных украшений. Примерами прикладного искусства могут быть и особенности интерьерного оформления: лепные моменты, обои, оформление рельефных моментов в интерьере (подвесные потолки, декоративные перегородки и т. д.). А также музыкальные инструменты, книги в переплетах, иконы в окладах, личное оружие ручной работы и проч. А также изящное оформление относится к произведениям художественного творчества: не только скульптура и куртины, но и постановочные пьесы на театральных подмостках, хореографические постановки, а также все, что относится к изящной словесности и проч.
Для всех произведений искусства, выполненных с величайшим мастерством. Свойственно совершенство и изящество форм, целесообразность соотношения и расположения отдельных частей, соразмерность, законченностью форм и деталей. И в первую очередь это создает впечатление положительного эстетического удовлетворения. Можно сказать, что второе, более узкое понятие «искусства», заключается в творчестве, «работающем» в соответствие со всеми законами красоты.
Прелесть произведений, созданных человеческими руками, заключается в гармоничном соответствии содержания и воплощенной формы, а также назначения разного рода произведений. В чем, собственно, и заключаются основные законы красоты. Однако назначение создаваемых по таким законам произведений бывает кардинально разным. Поэтому и красота таких произведений не только различна, но и неповторима.
Плоды прикладного творчества и им подобные составляют область материальной культуры общества и служат удовлетворению материальных и практических потребностей человечества. Изящные формы мебели или одежды, кухонной утвари или интерьера комнат и т. д., прежде всего, несет практическое значение, и только потом эстетическое значение, которое неповторимо для каждого отдельного вида плодов прикладного искусства. Также удовлетворение вызывает качество материалов и способы, и качество их обработки, а также средства, применяемые при этом.
Главная особенность творений прикладного искусства заключается в том, что при выполнении своих основных практических назначений несет в себе воспроизведение окружающей жизни и не выражает ее смысла или оценки окружающего мира.
Иная красота присуща произведениям, созданным по законам соответствия содержания и формы, которые относятся к материальной области, а также в аспекте духовного обогащения общества. К таким ценностям относятся художественные произведения – литературные, живописные, музыкальные, скульптурные и другие труды. Они стоят на страже удовлетворения не только материально-практических потребностей человечества, но и духовных интересов, а также на исполнении стремлений и запросов.
Именно через художественное творчество находит свое выражение общественное сознание. Художественные произведения с присущим им изяществом отображают действительность, внося в нее элементы прекрасного: в облик людей, в отношения между ними, в события и обстоятельства, во внутренний мир человека и в природные явления. Вместе с тем передавая эмоциональную нагрузку воспроизводимых жизненных явлений.
И так представлено третье, самое узкое значение искусства, виды художественного творчества.
И четвертое значение слова «искусство» - искусство, представленное пространственными видами – живописью, скульптурой, архитектурой. Наука о них носит название «Искусствознание», а ученых, занимающихся этой наукой, называют искусствоведами. И это самое узкое из всех значений искусства.
Итак, можно сказать, что литературоведение – это один из видов словесности, относящихся к области искусства, а именно – художественного творчества. Занимаясь вопросами художественной словесности, литературоведение становится в ряд с искусствоведческими науками, такими, как театроведение, искусствоведение, музыковедение и т. д. Однако развиваться как самостоятельная единица не может без тандема с другими искусствоведческими науками, без их наблюдений и помышлений о художественном промысле.
Можно сказать, что художественная словесность изучается в соответствие с определенными принципами, которые являются разными для лингвистики и литературоведения.
В компетенции лингвистики изучение лексического, фонетического, грамматического составляющего художественных произведений с точки зрения тех языков, на которых они написаны.
Литературоведение занимается не только изучением произведений художественной словесности с точки зрения языка их написания, но и в рамках единства их формы и идейной нагрузки. Причем, язык произведений (художественная речь) является только одной художественной стороной произведения, которая тесно связана с другими сторонами: изображение жизненных явлений, с композицией творения. Литературоведы рассматривают все аспекты произведений. Особенно соотношение эстетической и идейной точки зрения, к которой у лингвиста нет интереса.