Общение можно назвать неоднозначным явлением и сложным процессом взаимодействия между людьми. Во время общения проявляются различные стороны поведения людей, применяются различные методы и приемы общения, всевозможные речевые средства, выбор которых обусловлен методом общения, и которые применяются в различных конкретных случаях. Общение складывается из следующих слагаемых:
1. разговор считается состоявшимся, если в нем принимает участие не меньше двух персон, а иногда в разговоре бывает и больше собеседников;
2. мысль – это идея и главная тема разговора;
3. необходимо знать язык общения (язык собеседников).
Совокупность различных признаков может указать на тип общения (бытовое или деловое). Но каждому типу общение свойственны следующие виды:
1. контактный и дистанционный;
2. непосредственный и опосредованный;
3. устный и письменный;
4. диалогический и монологический;
5. межличностный и массовый и т. д.
В зависимости от того, насколько люди, участвующие в разговорном процессе, отдают отчет о существующих условиях общения, составляется конечный эффект общения. А во время разговора вносятся соответствующие коррективы. Как правило, инструменты общения выбираются на подсознательном уровне интуитивно.
Для того чтобы состоялось общение, между собеседниками должны быть открыты каналы связи: органы слуха и речи. Содержание и форма письменного общения воспринимается визуально, благодаря зрительному контакту. Посредством рукопожатия передается дружеское приветствие – это кинексико-тактильный или двигательно-осязательный канал. Можно сказать, что сообщение приходит, благодаря визуальному каналу, а не визуально-вербальному каналу, поскольку рукопожатие не передает никаких звуков (слов).
Язык – это совершенное средство общения. Именно язык позволяет передавать информацию в разных жизненных сферах. Для успешного общения необходимо хорошо владеть искусством речи, и знать язык общения (собеседника). Нужно отдавать себе отчет о цели общения и особенностях речи собеседника, поскольку у разных людей разный стиль и способ общения: один вид общения – для близкого круга, другой вид – для общения с незнакомцами. Для общения со взрослыми и с детьми тоже существуют отдельные стили общения. Это нужно помнить, чтобы использовать необходимый вид общения, учитывая особенности личности собеседника.