Существует множество мелких жанров бытовой речи, когда важным становится не только то, о чем говорится, но и как об этом говорится В свободном выборе для использования в текстах разговорная речь единиц разной семантики и разного стилистического звучания из всех разновидностей русского языка (просторечие, диалекты, жаргоны, устарелые элементы) и даже из других языков также можно видеть творческий подход к языку.
Чем свободнее проявляется в какой-либо разновидности общелитературного языка все то. что присуще общелитературному языку в целом, а также чем свободнее проявляется манера говорящего и стиль пишущего, тем меньше оснований говорить о самой данной разновидности как о "стиле", т.е. об относительной замкнутой системе или подсистеме, характеризуемой особыми средствами выражения, связанных между собой членов синтаксических конструкций характерен и для разговорной речи, и для художественной речи. В речи художественной, в первую очередь поэтической, подобный порядок слов создает особую напряженность, особое стилистическое звучание.
В речи, казалось бы, похожий порядок слов не создает ни высокого стилистического звучания, ни особой напряженности.
Он объясняется не изощренным стремлением говорящего к созданию особой напряженности, а напротив - непринужденностью построения, неподготовленностью речи. Линейное развертывание устного речевого потока, для которого характерна подача информации порциями, создает не поэтическую напряженность, а некоторую небрежность оформления высказывания (доводимую, однако, лишь до такой степени, чтобы не утратить понимания собеседника) Встает вопрос: как соотносятся охарактеризованные выше тенденции функционирования бытовой речи с общеязыковыми тенденциями к регулярности и экспрессивности. Очевидно, что эти тенденции имеют универсальный характер. Однако желая выделить специфические черты бытовой речи, мы обращаем внимание на своеобразие её, обнаруживаемое в реализации этих общеязыковых тенденций. Тенденция к свободному производству единиц в бытовой речи имеет разную направленность. Она может реализовать и тенденцию к экспрессивности, и тенденцию к регулярности, а не только тенденцию к экспрессивности.