Линейность речи проявляется в том, что языковые единицы следуют друг за другом, образуя последовательность во времени (при устной речи) или в пространстве при письменной речи. Иначе говоря, в применении к письменному тексту это означает, что он может быть вытянут в одну линию (например, может быть записан, знак за знаком, на телеграфной ленте), любой отрезок которой формально равноправен с любым другим отрезком.
Но за этим формальным равноправием скрываются отрезки текста, неравноправные в смысловом отношении, в отношении их роли в структуре текста. Например, в текст могут включаться прерывающие линию изложения отступления и рассуждения автора. Таким образом, формально однородный, линейный текст оказывается ветвящимся в композиционно-семантическом плане. Такое построение обычно встречается в художественных текстах.
Научный стиль стремится к линейности в плане композиционно-семантическом, к строгой последовательности изложения. В нем сильна тенденция к тому, чтобы все отвлекающее от ведущей линии изложения выводить за пределы основного текста - в подстраничные и после-текстовые примечания, которые могут содержать указания на литературу, дополнительные замечания и пояснения, разного рода рассуждения, уводящие в сторону, но нужные с точки зрения автора, и т. п. Таким образом, композиционно-семантическая линейность достигается в научном тексте разрушением формальной линейности его.
Предлагаемое деление предельно схематично. В практике редко встречаются в чистом, «стерильном» виде линейные или ветвящиеся в композиционно-семантическом плане тексты, чаще тексты объединяют в разной пропорции черты первого и второго типа.
В качестве примера линейного и нелинейного оформления одного и того же текста можно привести отрывок из басни Крылова - художественный текст и его передачу в форме, характерной для научного текста (при этом приходится отвлечься от лексико-грамматических примет художественного стиля, которые в данном случае окажутся неуместными в стиле научном)