В повседневном общении большинство людей различают слова, звуки, интонацию, и все равно фонетику ввели в школьную образовательную программу. Зачем? Попробуем разобраться.
Человек с самого рождения окунается в мир звуков. Полноценное существование в окружающем мире дарит людям способность слышать слова, распознавать звуки и интонацию. Именно этими вопросами и занимается наука «фонетика». Еще в развивающую программу детского сада заложены уроки, на которых дети разбирают слова на буквы и звуки, определяя гласные и согласные буквы, разделяя звонкие и глухие звуки – что является основой фонетики. Фонетика – наука об изучении звучания речи. Гармоничное, выразительное и плавное звучание речи происходит, благодаря законам фонетики. Но речь не только в красоте высказывания. Неблагозвучные фразы могут вызвать затруднения в понимании и в концентрации при высказывании.
На уроках начальной школы дети изучают практическую фонетику. Занятия призваны корректировать произношение и развивать фонематический слух. Особую важность тема фонетики приобретает для учеников начальных классов, которые в дошкольном возрасте не научились правильному произношению слов и звуков, и теперь нуждаются в корректировке. Фонетически занятия со школьниками проводятся в обычных учебных аудиториях. Но есть и специализированные заведения с оборудованными лингафонными классами. Выпущено достаточное количество учебно-методической литературы по практической фонетике для детей: корректировка артикуляции важна именно в детском возрасте.
Самыми распространенными ошибками, которые допускают ученики при фонетическом разборе, является затруднение с определением твердых и мягких согласных, пропускание «мимо ушей» отдельных букв, неправильно определяют безударные гласные и под ударением, не могут произнести звук отдельно от слова, выделяя его.
Главной причиной этих ошибок является отсутствие внимания при прослушивании слова. Очень важно научить ребенка внимательно слушать и работать со звуками. Поэтому на уроках фонетики часто практикуется чтение вслух. При проговаривании слов наш мозг воспринимает звучание, а посредством звучания приходит понимание значения. Частыми фонетическими ошибками являются переразложение, отдаленная рифма, кольцевая рифма, дисфония.
Во время всего курса обучения детей подвергают периодическому тестированию, как промежуточному, так и итоговому, по окончании учебы с целью анализа эффективности обучения и выявления проблемных аспектов. Ученикам предлагают ответить на ряд несложных вопросов. Например, «какое слово содержит больше звуков», «выделите слова, в которых больше букв, чем звуков», «выделите слова с мягкими согласными» и т. д. Предлагают сделать фонетический разбор слов.
Помочь ребенку выполнить домашние задания по фонетике можно с помощью интернета, где находится достаточное количество сервисов с онлайн словарями и справочниками, которые помогут разобраться в спорных моментах.