Язык является основным предметом изучения науки «Языкознание». Чем же является язык на самом деле? Его нельзя назвать вещью или предметом, его нельзя попробовать или потрогать, измерить, взвесить. А может язык стоит считать явлением природы, наряду с ветром, дождем или снегом? Но для существования явлений природы не нужны человеческие усилия, а язык является порождением человеческого общества. Без общества язык не может существовать.
Современная наука позиционирует язык в виде системы знаков. Причем, знаки, в свою очередь, подразделяются на две обширные группы: в первую группу входят полнозначные слова (автомобиль, природа, человечество), которые обозначают предметы и явления окружающей действительности. Так, «автомобиль» - автомобиль – вид транспорта, средство передвижения, ездит на колесах и в движение приводится посредством двигателя внутреннего сгорания. «Природа» - окружающий мир с его разнообразием флоры и фауны, с погодными явлениями и т. д. «Человечество» - сообщество разумных, себе подобных живых существ, способных мыслить и обладающих речью, прямо передвигающихся на двух ногах, и т. д.
Вторую группу знаков составляют союзы, предлоги, артикли, грамматические окончания слов и т. д. Их отличает от знаков первой группы то, что они не могут передать описание предмета или явлений окружающей среды. Но знаки второй группы выполняют важную функцию – они выполняют роль связующего звена между знаками первой группы. Например, предлог «к» в сочетании «идти к» обозначает действие, причем, направленное действие: идти или двигаться к кому-то или к чему-то, к дому, к другу и т. д. То есть, предлог «к» выступает связующим звеном между знаками первой группы, обозначающим дом, жилище или человека, друга. В немецком языке артикль der свидетельствует о мужском роде, единственном числе и именительном падеже существительного, стоящего за ним. Также он говорит о том, что существительное в какой-то степени знакомо и слушающему или читающему.
Языковая система является многоуровневым устройством. На самом нижнем уровне системы располагаются звуки. Они являются кирпичиками в построении морфем, слов и прочего. Уровень этот называют фонетическим.
На втором морфологическом уровне разместились морфемы – корни, суффиксы, приставки, окончания. Жители второго уровня наделены каждый своим значением, а не только звучанием. Однако морфема приобретает значение только в том случае, когда она стоит на строго определенном месте в составе слова. Например, возьмем слово «Новороссийск» - суффикс «ск» указывает на название города. То есть, можно сказать, что в данном случае употребление суффикса «ск» указывает на название населенного пункта. Самостоятельно же этот суффикс не имеет никакого смысла. Никто не говорит: «Мне нравится ск!». Вот и выходит, что морфема «ск» в самостоятельном применении не имеет никакого смысла.
Третий языковой уровень называется лексическим. На этом уровне расположились слова, которые, в отличие от морфем, обладают смыслом, и могут применяться самостоятельно, а также являться членами предложения. Основным назначением слов является обозначение имен, названий, предметов, явлений мира вокруг нас.
Четвертый уровень – синтаксический. На этом ярусе располагаются предложения, служащие для формирования и передачи мысли, суждений и т. д. Этот уровень в языковой схеме является особо важным, потому как он отвечает за общение между людьми: общение осуществляется именно грамотно построенными предложениями, а не отдельными словами, и конечно, не звуками.
Можно сказать, что структура языка напоминает собой ступенчатый подъем: сначала идут звуки, затем из звуков образуются морфемы, морфемы выстраиваются в слова, а слова складываются в предложения.
Величина количества языковых единиц напрямую зависит от уровня языка. Самым скудным является фонетический ярус, ведь в любом языке мира звуков будет не более нескольких десятков. Далее морфемы – их тысячи. Потом слова – их десятки и сотни тысяч. А предложения, вообще, сосчитать невозможно, потому как их можно строить в разных интерпретациях.