В текстах научного стиля содержится не только языковая информация, в них присутствуют формулы и символы, таблицы и графика и т. д. По большей части это относится к текстам прикладных и естественных наук: химия, физика, математика и т. д. Практически в каждом научном тексте может содержаться графическая информация, это одна из особенностей научного стиля. Такие научные тексты предназначены узкой аудитории специалистов.
Учебники и научные статьи также написаны в научном стиле
Научный стиль состоит из трех подстилей: собственно, научного, научно-учебного и научно-популярного. Формирование подстилей зависит от аудитории, на которую они рассчитаны, создания текста, целей и задач. Например, адресат собственно научного стиля – специалист в определенной области. Научно-учебный стиль предназначен для будущих специалистов и учащихся. Научно-популярный стиль адресован любому человеку, интересующемуся тем или иным направлением в науке.
Посредством собственно научного стиля описывают новые явления в науке, выдвигают и доказывают гипотезы. В научно-учебном стиле изложены основы науки, с его помощью осуществляется обучение. Научно-популярный стиль доносит до людей, не являющихся специалистами, сведения из разных областей науки, чтобы вызвать интерес читателей при помощи доступного изложения.
В научно-популярном стиле сохранен ряд особенностей научного стиля. В нем также применены отвлеченные существительные, незначительное количество глаголов, часто используются термины. Характерно применение формы глаголов в настоящем времени, в единственном числе, в третьем лице. Частое применение причастий и деепричастий.
Отличительными признаками научно-популярного стиля является применение разговорной лексики с эмоционально-экспрессивной окраской. Применяются изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, повторы разного вида и т. д.). Отдается предпочтение простым предложениям. С целью оживить повествование, монолог превращается в диалог.
Перед авторами научно-популярных изданий стоит цель активизировать читателя, вовлечь его в обсуждение, заострить его внимание на важных действиях или фактах. Поэтому авторы часто задают вопросы читателю, тем самым заставляют его задуматься, анализировать, размышлять, приходить к собственному решению.
Форма написания текстов в разных подстилях отличается. Хотя при этом они все равно остаются научными. Например, в научном стиле употребление эмоциональных слов сведено к минимуму. А тексты научно-популярного стиля богаты эмоционально окрашенными словами.
Как правило, в публикациях в научном стиле заголовок указывает или тему, или проблему. Названия научно-популярных произведений способствуют пробуждению читательского интереса. Часто в качестве начала научного текста выступает определение. Обобщение материала или выводы служат концовкой научного текста.
Русский язык богат функциональными стилями, и научный стиль является достойным примером. Но общая культура речи основывается на формировании у людей способностей к отбору речевых средств, соответствующих ситуации и обстановке. Кроме того, нужно следить, чтобы речь не содержала двузначности и тавтологии, а также тяжеловесных речевых конструкций, сложных для восприятия. Для этого нужно знать функциональные особенности стилей русского языка.