практика ==> Традиции и инновации в методиках преподавания английского языка, или почему сейчас выучить английски
Не так далеко в прошлое ушли те времена, когда иностранными языками владели либо высокомудрые ученые-лингвисты, либо «те, кому положено» - дипломаты, разведчики, сотрудники посольств. Принятый в школах метод преподавания, именуемый сейчас «традиционным», давал великолепные результаты, когда дело касалось грамматики или работы с текстами, но совершенно пасовал при необходимости живого общения. Кроме того, овладение языком давалось ценой долгого и кропотливого труда. Лишь очень целеустремленный человек мог достичь хороших результатов. Да и необходимости, по большому счету, в нем не было – до тех пор, пока Россия не начала активно сотрудничать с Западом.
Совместные предприятия, зарубежные поставщики или покупатели, туристы «оттуда» и организация поездок россиян за границу – все это, и еще многое другое резко подняло спрос как на людей, уже владеющих языком, в особенности английским, так и на быстрое и эффективное обучение иностранным языкам. А соответственно, на методики, которые бы позволяли успешно и эффективно обучать людей любого начального уровня, возраста и способностей владению практическими навыками общения на иностранных языках. Долой историю возникновения и развития языка. Большинству людей неинтересны знания о палатализации согласных или фонетических законах. Им нужно читать и понимать техническую документацию, общаться с партнерами, отвечать на звонки и вести деловую переписку. Нужно владение живым разговорным языком, деловой английский, ну и немного грамматики – чтобы систематизировать знания. И методики появились. Можно даже сказать, что их стало слишком много. «Английский за две недели» и «Английский за месяц», «Английский за рубежом», "Коммуникативная методика преподавания английского языка", "Английский с носителями языка", " Экспресс-метод – год за две недели", "Английский на уровне подсознания", «Английский с помощью 25 кадра», неимоверное количество «именных» методик, подробности которых не разглашаются – дескать, ноу-хау и коммерческая тайна. Увы, некоторая часть всех этих методов и курсов – методики только получения прибыли. Поэтому, прежде, чем искать подходящий вариант, стоит уяснить, что выучить любой иностранный язык мгновенно и без приложения усилий невозможно. А те, кто такие варианты предлагают – просто шарлатаны и мошенники. С другими методами стоит разобраться – чтобы представлять, что нам могут предложить школы изучения английского языка.
Фундаментальная или классическая методика похожа на строительство дома – долго, вдумчиво, кирпичик за кирпичиком, следя, чтобы каждый занял свое место. Зато такой «дом» не разрушат бури неожиданного поворота беседы – постепенно обучающийся начинает владеть языком и даже думать, как "native speaker", то есть носитель языка. Такой подход в чести у лингвистических ВУЗов.
Близок к нему лингвосоциокультурный метод, представляющий сплав языковых и культурных реалий, где языковое общение является логическим продолжением социокультурных отношений.
Многие курсы изучения английского языка предлагают занятия по коммуникативной методике. Она стоит на четырех «китах» - говорение, восприятие на слух, чтение, письмо, при чем больше внимания уделяется первым двум – в первую очередь метод призван снять страх перед общением.
Различные экспресс-методы – олицетворение выражения «время - деньги». Обычно их стоимость значительно выше других курсов. Чаще всего дают типовые «клише» общения в часто встречающихся или заранее подобранных ситуациях.
Наособицу стоят курсы подготовки к разного рода международным экзаменам и тестам – например, ielts. С ними, в принципе, все ясно – все занятия нацелены конкретно на сдачу экзамена и отрабатывают те навыки, которые во время испытаний наиболее пригодятся.
Итак, методик много, на любой вкус, кошелек и запас времени. Осталось выбрать!
14 Nov 2009
|