Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/zheludok/mlis.ru/66ce36bf410d43313f3a2b28af531bfb/sape.php on line 221 Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/zheludok/mlis.ru/66ce36bf410d43313f3a2b28af531bfb/sape.php on line 227
Символы - суть текстов
pic В любом тексте существует определённый набор символов, с помощью которых и формируется тело текстового наполнения.
Роль метафор
pic В процессе формирования текста как осмысленной формы выражения мыслей роль метафор трудно переоценить
Разговорная лесика
pic Разговорная лесика – один из фундаментов на котором зиждется понятный собеседникам разговор.
Особенности языка
pic В любой речи существуют так называемые лексикомы с рядом особенностей...

Ах, Александр Сергеевич,.. или обязательный экзамен по литературе


11-11-2013, 18:09

Кто бы мог подумать, что наступит тот день, когда старшее поколение вновь задумается о том, чтобы вернуть экзамен по русской литературе в общеобразовательную школу? Так на одном из заседаний Президентского Совета, касающегося вопросов культуры и искусства, свои идеи по поводу возвращения экзамена по литературе в школу выдвинул Карен Шахназаров, выдающийся кинорежиссер страны. По его мнению, в школах и вузах, включая технические и военные, обязательно должен быть курс русской классической литературы. В. В. Путин счел инициативу г-на Шахназарова весьма важной, а министр образования и науки РФ дал обещание рассмотреть этот вопрос подробнее.

Главным аргументом Шахназарова стал тот факт, что именно русская литература больше любого другого предмета пострадала от реформ в 2009 году, когда требования к выпускному сочинению сократились до 200 слов (половина листа А4). Те, кто читал, или хотя бы смотрел «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, помнят, что племя «мумбо-юмбо» владели 300 словами. Чувствуете разницу?

Более того, еще в 1945 сочинение по русскому языку было одним из самых важных пунктов для получения аттестата. Учителя таким образом проверяли не только орфографию и пунктуацию, но и то, как школьник понял заданную тему, может ли он ее в полной мере выразить своими словами. А устный экзамен? Ведь именно устный экзамен по языку и литературе дает полную картину знаний ученика, о его владении лексикой, знании истории языка и его развитии, не говоря уже о знаниях литературных произведений и их авторов. Тогда наряду с произведениями изучалась и биография писателя, теперь же этого практически нет. Только за последние годы курс русской литературы в общеобразовательной школе ужался так, что на полноценное изучение одного произведения могут уйти недели. Если раньше литературе в недельном школьном расписании отводилось не меньше пяти часов, то сейчас всего-навсего два часа. Более того, и эти два часа уходят на подготовку к ЕГЭ в старших классах.

Парадоксально, но при таком жутком сокращении часов список обязательной литературы, включая дополнительную, расширился. А благодаря принятой методике преподавания русской литературы в школах страны, почти все произведения ученики проходят к 9 классу. В старших классах остаются лишь обязательный минимум. Сюда входят Б. Пастернк «Доктор Живаго», М. Шолохов «Тихий Дон», М .Булгаков «Мастер и Маргарита» и еще несколько значительных личностей русской и зарубежной литературы. Но дело даже не в этом, а в том, что при такой нагрузке все эти знания не требуются на ЕГЭ, а следовательно, самому преподавателю и ученикам не выгодно заниматься тем, что им не понадобиться во время тестов и сочинения размером не более двухсот слов.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня русский литературный язык является раритетом. Хорошо, если кто-то из нынешних учеников знает и помнит, кто такой А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой. Хорошо также, если дети хотя бы читают Пелевина и Сорокина. Но в основном словарный запас школьника-выпускника ограничивается текстами Шнурова.

Самое интересное в данном случае то, что Олимпиада по русскому языку пострадала не менее, поскольку вопросы, которые задают во время ее проведения, часто напоминают вопросы из тестовых заданий по Единому Государственному Экзамену. Большой проблемой для учащихся сегодня оказывается изложение собственных мыслей письменно, ведь сейчас этим на уроках языка и литературы никто не занимается. Начиная с первого класса, школьником предлагают отвечать на вопросы в виде тестов, например, на чем же ездил Емеля - на печке, на машине, или ходил пешком? И таких тест-вопросов очень много. Соответствующим образом развивается и мышление у детей. Уже давно не секрет, что с каждым годом уровень грамотности падает, а ведь когда-то наши выпускники были лучшими в мире.



Литературное наследие
pic На небосклоне духовной жизни общества новая звезда никогда не появляется в одиночестве, она вспыхивает как эпицентр целого созвездия.
Яндекс.Метрика