Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/zheludok/mlis.ru/66ce36bf410d43313f3a2b28af531bfb/sape.php on line 221 Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/zheludok/mlis.ru/66ce36bf410d43313f3a2b28af531bfb/sape.php on line 227
Символы - суть текстов
pic В любом тексте существует определённый набор символов, с помощью которых и формируется тело текстового наполнения.
Роль метафор
pic В процессе формирования текста как осмысленной формы выражения мыслей роль метафор трудно переоценить
Разговорная лесика
pic Разговорная лесика – один из фундаментов на котором зиждется понятный собеседникам разговор.
Особенности языка
pic В любой речи существуют так называемые лексикомы с рядом особенностей...

Подробнее о понятии словообразования


19-01-2013, 18:03

Понятие словообразование подразумевает процедуру создания новых языковых единиц на основе уже имеющихся. Словообразование - это один из разделов языкознания, который изучает механизмы образования новых слов и их производных, строение и их принадлежность к определенной системе. В языковой системе существуют непроизводные слова (лес, море, завод) и производные слова, образованные от непроизводных, (лесник, моряк, заводской). Производные слова подчинены определенной словообразовательной системе, которая, в свою очередь, делится на два раздела. В первом говорится о словообразовательных типах. Во втором - о словообразовательных гнездах.

В лингвистике дериватология является синонимом словообразования. Дериватология «работает» в двух направлениях: образование новых слов и образование новых смыслов. Словообразовательная наука движется в двух направлениях изучения - диахроническом и синхроническом. Диахроническое направление изучает процессы словообразования, закономерности образования новых слов, изменение уже существующих языковых единиц, а также формирование, изменение и развитие системы словообразования языка. Синхроническое направление изучает лексику, морфемную и словообразовательную структуру слов, связи и взаимодействие родственных слов на разных этапах развития языковой системы (в основном в современном отображении). Проще говоря, синхроническое словообразование отвечает за изучение уже существующих языковых единиц, а диахроническое – процессы создания и преобразования языковых единиц.

В процессе словообразования все слова подразделяются на мотивированные и немотивированные. К мотивированным словам относятся такие, звучание и значение которых в современной русской речи обусловлены производящими или мотивирующими однокоренными словами. Восприятие мотивированных слов происходит, благодаря пониманию слов мотивирующих, например, стул – стульчик (маленький стул), зеленый – зеленеть (становиться зеленым) и т. д. Отличительной особенностью слов, немотивированных словообразовательно, является то, что они не образованы от других однокоренных слов.

В состав производных основ, образованных от других слов, входят аффиксы, благодаря чему у производных основ появляется мотивированность при обозначении предметов или явлений (городок – маленький город, пригородный – находится возле города и т. д.)

Непроизводными основами называют такие, у которых нет выраженных живых аффиксов. Живым аффиксом называется морф, значение которого продиктовано синхронным словообразованием. Непроизводная основа немотивированно непосредственно называет предмет и состоит из одного корня (стул, мел, комнат-а).

Через производящую основу происходит мотивация производной основы, поскольку она является самой близкой к ней по форме.

Цепочка, гнездо, парадигма        

Словообразовательной цепочкой называется ряд однокоренных слов, в котором образование каждого последующего слова мотивировано предыдущим. В состав словообразовательной цепочки входят непосредственно и опосредовано мотивированные слова: стол – столик, столешница. Немотивированное слово составляет основу словообразовательной цепочки. Понятие словообразовательного гнезда подразумевает наличие совокупности всех однокоренных слов, упорядоченных в соответствии мотивации. В состав словообразовательного гнезда входят словообразовательные цепочки с одним исходным словом: зелень – зеленый – позеленевший – зеленоватый – озелененный и т. д. Словообразовательная парадигма – совокупность производных с одной производящей основой, стоящих на одной ступени словообразования. Благодаря словообразовательной парадигме, можно выделять слова с высоким словообразовательным потенциалом (от которых можно создать много производных) и слова с нулевым потенциалом словообразования (от таких слов нельзя образовывать производные).


Типы словообразования


Все мотивированные слова сортируются в группы, относящиеся к определенному словообразовательному типу. Тип – это общий усредненный образец, который берется за основу при создании мотивированных слов. Существует две группы словообразовательных типов по характеру отношений лексических значений мотивированного и мотивирующего слов: первая – когда отношения для подавляющего количества слов сходны; вторая – типы с принципиально не ограниченным числом отношений. Разные значения слов, входящих во вторую словообразовательную группу, соответствуют одному обобщающему значению.

Способы словообразования    

Любое мотивированное слово имеет отношение к определенному способу словообразования. Способом словообразования называют объединение нескольких типов словообразования, для которых характерны одни и те же виды форманта (приставки, суффиксы). Допускается некоторое отклонение форманта в разных словообразовательных типах.

Бывают смешанные и несмешанные способы словообразования

1. Суффиксация. В состав форманта входит словообразовательный суффикс и набор аффиксов, способных изменять мотивированное слово. Суффиксация может быть нулевой. В таком случае формант включает словообразовательный нулевой суффикс и совокупность окончаний мотивированных слов.

2. В случае префиксации формантом является приставка (перерыв, поплавок).

3. Постфиксация подразумевание в качестве форманта постфикса (валять-ся, купать-ся).

4. При субстантивации формантом выступают окончания мотивированных существительных. Субстантивацией причастий и прилагательных называется переход к имени существительному, не изменяя состав словоформ, но сокращая состав парадигмы.

5. Сложение – способ словообразования, при котором опорный компонент является целым словом, а предшествующий компонент – чистой основой. Основными характеристиками форманта при сложении является наличие интерфикса (интерфикс может быть и нулевым), закрепленный порядок компонентов, единое главное ударение, в большинстве случаев приходящееся на опорный компонент.

6. Сращение – это способ образования слов, при котором новое слово получается от тандема двух или более слов. При этом последние остаются практически в неизменном виде, а в словообразовании не участвует интерфикс: многоликий, умалишенный, вялотекущий. Ведь при таком построении слов морфемный состав образованного слова полностью тождественен синонимичному словосочетанию, а в мотивированном слове между компонентами сохраняется живая синтаксическая связь. Такому форманту характерно закрепление порядка компонентов и единое главное ударение на опорный компонент.

7. При аббревиации словообразование основывается на сочетании слов при сокращении исходных слов. Такому форманту характерны безразличие к морфемному членению слов-исходников, единое главное ударение, когда сокращается последнее исходное слово, система окончаний соответствует аббревиатуре и относится к определенному типу склонения имен существительных: США, СССР, местком, сберкасса и т. д.

Транспозиция или конверсия. В русском языке подобный способ словообразования работает при создании имени существительного, мотивированного по форме и смыслу прилагательным или причастием. Этот способ еще называют «субстантивация». Например, сладкое (прил.) печенье и сладкое (общее понятие) (сущ.).

Знаменитые языковеды Ф.Ф. Фортунатов и И.А. Бодуэн де Куртенэ настаивали на разграничении синхронного и диахронического словообразования. Работая над историей языка, ученые усиленно изучали теорию синхронного языкознания, а также синхронного словообразования. Факты разных эпох, влияющие на развитие языка, нельзя объяснить сменой эпох. Как нельзя и измерять одну эпоху стандартами другой. Бодуен де Куртенэ было введено в лингвистику понятие морфем как обобщающих частей слов.



Литературное наследие
pic На небосклоне духовной жизни общества новая звезда никогда не появляется в одиночестве, она вспыхивает как эпицентр целого созвездия.
Яндекс.Метрика